بِسْـــــــــــــمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِـــــــــــــيمِ
🕋 ЗНАНИЕ О БОГЕ – наиважнейшее из знаний.
۞ Многие ученые-теологи Ислама сошлись во мнении, что человек будет отвечать за свои деяния в Судный День при условии, что он достиг зрелости и был в здравом уме, даже если он ни разу в жизни не слышал об основе Призыва к Исламу , и никто никогда ему не говорил, что Существует Творец этого мира, Единый Бог. Ибо человеку Дарован Аллāhом разум, который и позволяет ему прийти к такому выводу самостоятельно, без помощи других людей. Наблюдая за окружающим миром, размышляя над тем, откуда появился он и все остальное, человек должен придти к пониманию, что есть Создатель всего этого, Который не похож на свои создания.
Как сказано в комментарии к книге великого ученого-теолога XIII века Имāма Фахрудди́на ибн ‘Асāкира (رحمه الله) «Аль-‘Акыйдатуль-Муршида» («Убеждение, направляющее к Истине»), известная под названием «Письмо, или Послание, Имāма Фахрудди́на ибн ‘Асāкира»:
«Нет разницы между придающим Аллāhу форму и идолопоклонником, поскольку идолопоклонник поклоняется фигуре, которую высек, а представляющий Аллāhа в каком-либо образе поклоняется фигуре, которую вообразил. А истинно верующий поклоняется Тому, Кто не имеет подобия»
Даже если человек знает, что есть Единый Бог, Которому надо поклоняться, но представляет Его в каком-либо образе, то этот человек поклоняется не Богу, а тому, что себе представил, и обращается с мольбами, надеждами не к Богу, а к тому, что явилось плодом его воображения, и этот человек не знает Бога. Поэтому, чтобы благодеяния были приняты Аллāhом, Вера человека, его убеждения должны быть правильными, не замутненными искаженными представлениями.
(✔) УБЕЖДЕНИЯ О СОЗДАТЕЛЕ
Аллāhу Всевышнему присущи самые Величественные Сыфаты (Атрибуты), достойные только Его, и Он превыше всех недостатков (то есть того, что не достойно Его – невежества, слабости, объема, цвета и других свойств/качеств созданных). Все Сыфаты Аллāhа Вечны, не имеют ни начала, ни конца. Нет ничего подобного Аллāhу. Он не похож на Свои создания ни в Сущности, ни в Сыфатах, ни в Действиях. Наши убеждения об Аллāhе чисты от приписывания Ему недостойного.
◄✅ Основополагающее убеждение об Атрибутах Аллāhа:
.● СУЩЕСТВОВАНИЕ (الوجُودُ).
Сказал Аллāh Всемогущий в Священном Къур`āне:
أَفِى اللهِ شَكٌّ
Что означает: «Нет никакого сомнения в существовании Аллāhа»
(Сy̱ра 14«`Ибрāhиим», Аят 10)
(√) Доказательства: все существующее (кроме Самого Аллāhа) доказывает Бытие Того, Кто дал всему этому существование (так как несомненно то, что все существующее, кроме Самого Создателя, имеет начало своего существования и, значит, нуждается в Том, Кто дал всему это начало). Вся Вселенная – доказательство того, что Аллāh Существует, ведь разум не может представить действие без действующего, как невозможно представить письма без написавшего это письмо, а здание – без построившего его. Так и существование этого мира невозможно представить без Того, Кто его создал. Абсурд – отрицать существование Бога.
.● ЕДИНСТВЕННОСТЬ (الوَحْدَانِيَّة).
Аллāh - Единственный Создатель, Он - Единственный не в значении числа, а в значении того, что нет у Него соучастника в Божественности.
Сказано в Священном Къур`āне (Сy̱ра 35 «Фāтыр», Аят 3):
هَلْ مِنْ خَالِقٍ غَيْرُ اللهِ
Это означает, что нет сомнений в том, что нет создателя, кроме Аллāhа.
Абсурд – считать, что есть, кроме Аллāhа, «Создатель».
(√) Доводом разума относительно того, что Создателю присущ Атрибут «Единственность», является равновесие, существующее на этом свете, то есть осуществление Абсолютной Воли Того, Кому присуще Божество (Он превыше каких-либо недостатков, нет для Него соперника, и нет равного Ему).
Аллāh Един – не присуще Ему разделение, так как это присуще телам, а Аллāh не является телом или качеством тела. Он не родил и не был рожден, и нет соучастника Ему. Абсурд – думать, что Аллāh состоит из частей, ибо состоящий из частей, несомненно, нуждается в Том, Кто объединяет в нем эти части воедино, а нуждающийся в другом не может быть Всемогущим Создателем. Нет Ему равных (и не было, и не будет) ни в Сущности, ни в Сыфатах, ни в Действиях. Абсурд – приписывать кому-то то, что достойно только Аллāhа.
.● ВЕЧНОСТЬ БЕЗ НАЧАЛА (القِدَمُ).
Аллāh Сказал в Священном Къур`āне (Сy̱ра 57 «Аль-X̱адид», Аят 3):
هُوَ الأَوَّلُ والآخِر
Что означает: «Аллāh – Существующий без начала».
Однажды к Пророку Муx̱аммаду, мир Ему, приехали люди из Йемена и попросили его рассказать о начале создания всего. И первое, о чем сказал им в ответ Пророк, мир Ему, были слова:
«Аллāh Существовал Вечно, и не было ничего кроме Него».
(√) Доказательства: дать существование (сотворить из ничего) может только Тот, Кто Существует без начала (то есть Сам не нуждается в Том, Кто дает бытие). Абсурд – считать, что Аллāh имеет начало Своего Существования (то есть, что имеет «создателя»), так как имеющий начало является созданным (то есть нуждающимся в Том, Кто дает это начало).
.● ВЕЧНОСТЬ БЕЗ КОНЦА (البَقَاء)
Абсурд – считать, что Аллāh имеет конец Своего Существования, так как небытие в отношении Аллāhа невозможно представить, то есть это – абсурд, и Бытие Аллāhа, согласно здравому смыслу, – обязательно. То, что имеет конец, обязательно нуждается в Том, Кто положит конец его существованию. А любая нужда – это слабость, а слабый не достоин наивысшей степени поклонения.
Аллāh Вечен, и все Его Сыфаты Вечны, так как абсурд считать, что Аллāhу присущ конечный сыфат, ибо Аллāh Вечен и Ему не присуще изменение (изменение, представляющее собой процесс перехода от лучшего к худшему, от меньшего к большему, или наоборот, – качество/свойство присущее созданным).
.● СУЩЕСТВОВАНИЕ БЕЗ НУЖДЫ В КОМ ИЛИ В ЧЕМ-ЛИБО (القِيَامُبِنَفْسِه).
Аллāh Существует, и никто не дал Ему существование.
Он не нуждается ни в ком и ни в чем из Своих созданий.
(√) Доказательство: тот, кто нуждается, не может быть Богом, так как нужда в чем-либо указывает на слабость, на созданные атрибуты, на неспособность существовать без возможности удовлетворения этих (ОПРЕДЕЛЕННЫХ) нужд, а слабость в отношении Аллāhа – абсурд. А также, в отличие от созданных, Аллāh не нуждается в том, кто дал бы Ему бытие, то есть в «создателе». Его Существование Вечное, и как до создания всего Он не нуждался ни в чем и ни в ком, также и после создания всего Аллāh не нуждается в этом. Аллāh не нуждается ни в чем из созданного, в том числе: ни во времени, ни в образе, ни в том, чтобы занимать какое-нибудь место в пространстве. Авторитетный ученый Ислама Имāм Ар-Рифā‘ий сказал:
غَايَةُ الْمَعْرِفَةِ بِاللهِ الإِيقَانُ بِوُجُودِهِ تَعَالى بِلا كَيْفٍ وَلا مَكَانٍ
«Наибольшее, чего можно достичь в познании Аллāhа, – это знания и убежденности в том, что Аллāh Существует без образа и без места».
.● ВСЕМОГУЩЕСТВО (القُدْرَة).
Аллāh Могущественен надо всем. Во «все» входит то, бытие или небытие чего можно представить, то есть – все созданное (или иначе – возможно-существующее). Что же касается созданного, то возможно представить как его бытие, так и небытие. По Своей Воле и Могуществу Аллāh наделяет или не наделяет созданных существованием. Однако невозможно представить небытие в отношении Создателя и Его Атрибутов, как и невозможно представить любые недостатки, изъяны в отношении Аллāhа, это – абсурд. Несомненно то, что Могущество Аллāhа не связано с абсурдом (невозможным).
Так как Могущество Аллāhа касается того, существование чего возможно, и не касается абсурдного, то на такой абсурдный вопрос: «Может ли Бог создать такой камень, который Он не сможет поднять?» Мы отвечаем: «В данном вопросе допускают то, что Богу якобы может быть присуща слабость, а это – абсурд, ибо Бог превыше всего, что не достойно Его. Наш Создатель Всемогущ, и Его Могущество не связано с абсурдом». Поэтому на этот абсурдный вопрос мы не отвечаем ни «Да, может», ни «Нет, не может», поскольку на абсурдный вопрос нельзя дать односложного прямого ответа, подобно тому, как невозможно дать ответ на такой абсурдный вопрос, как «Камень – знающий или не знающий?».
Подобно этому отвечаем на следующий вопрос атеистов «Может ли Аллāh создать подобного Себе?». Мы говорим: «Этот вопрос абсурден, так как в нем Аллāhу приписывается начало существования, а это противоречит здравому смыслу, так как только Аллāh Вечен без начала, и если бы существовал подобный Ему, то также был бы Вечным без начала. А Тот, Кто Вечен без начала, не является созданным. Поэтому, зная то, что Могущество Аллāhа не связано с абсурдом, любой абсурдный вопрос в отношении Атрибута Аллāhа «Всемогущество» мы отвергаем».
Аллāh создает все по Своему Могуществу. И Он не нуждается ни в чьей помощи. Могуществу Аллāhа не присущи ни недостатки, ни слабость. Он может создать все то, что хочет.
Доказательство того, что Аллāhу присущ Сыфат «Всемогущество»: Если бы Аллāh не был бы Всемогущ, то был бы слаб. А слабость по отношению к Аллāhу – абсурд. И если бы Аллāh был бы слабым, то не существовало бы Вселенной.
.● ВОЛЯ (الإِرَادَة).
Аллāh Всевышний делает все, что хочет, – по Своей Воле. Сыфат Аллāhа «Воля» Вечен, не имеет начала и не имеет конца. Аллāh по Своей Вечной Воле создал этот мир, определив всему бытие вместо небытия.
Доказательство того, что Аллāhу присущ Сыфат «Воля»: если бы у Аллāhа не было бы такого Сыфата, то не существовало бы и этого мира, ведь мир мог появиться только по Воле Аллāhа, потому, что Он этого хотел.
Все, что происходит в мире, происходит по Вечной Воле Аллāhа, Его Знанию, Его Творению и Предопределению, будь то: добро или зло, покорность Аллāhу или грех, Вера или неверие, счастье или горе. Добро происходит по Воле Аллāhа, Его Любви и Одобрению. Зло происходит по Его Воле, но не по Его Любви и не одобряемо Им.
Доказательство того, что и добро, и зло происходят по Воле Аллāhа: если бы что-либо во Владениях Аллāhа происходило бы против Его Воли (то есть происходило бы то, чего бы Он не хотел), то это указывало бы на слабость. А слабость в отношении Аллāhа – абсурд, ведь Он превыше всех недостатков и изъянов. Воля Аллāhа – Вечная, не меняется (ведь изменение – это признак созданных). Все, что хотел Аллāh, обязательно будет, и в то время, в которое Он хотел существования этого. А если Аллāh не хотел, чтобы что-нибудь было, – этого никогда не будет. Аллāh Сказал в X̱ади́c̱е-Kъудсий:
قَالَ لِي يَا مُحَمَّدُ إِنِّي إِذَا قَضَيْتُ قَضَاءً فَإِنَّهُ لَا يُرَدُّ
«Аллāh Всевышний Сказал: «О Муx̱аммад, если было суждено (предопределено) что-либо, то это неизменно».
Аллāh наделил человека волей (возможностью выбора), но воля человека находится под Волей Аллāhа. Все принадлежит Ему. Аллāh – Создатель всех наших дел, намерений и решений. Сказано в Священном Священном Kъур`āне:
وََما تَشَاُؤوَن إلِا أنَ يَشَاء لُله ربُّ الْعَالَِميَن
(Сy̱ра «Ат-Такуиир», Аят 29), означающее: «То, что вы хотите, создано Аллāhом, Господом миров, и происходит это по Его Вечной Воле».
.● ВСЕЗНАНИЕ (العِلْمُ).
Аллāh знает все. Знание Его – Вечное, без начала и без конца. Он знает все, что было, есть и будет, а также – о том, чего не будет. Аллāh Знает все до того, как оно свершается. Аллāh Знает все о Себе и о Своих Сыфатах, и о том, что создает. Он Знает все о Своих созданиях. И Он Знает наши мысли и наши намерения.
Сказано в Kъур`āне (Сy̱ра «Аль-Ан‘āм», Аят 59):
وَِعنَده مَفاِتُح الْغَْيبِ لا يَْعَلُمَها إلِا هَو وَيْعَلُم ما فيِ الْبَِّر والْبَْحِر وَما تَْسقطُُ من وَرَقٍة إلِا يَْعَلُمَها ولا حَّبٍة فيِ ظلمَُاتِ الأرَْضِ ولا رْطبٍ ولا يَاِبسٍ إلِا فيِ كَتابٍ مِبيٍن
Означающее: «Аллāh – Всезнающий. Он знает все, что происходит на суше и на море, знает о каждом падающем листке».
Его Знание не изменяется – не уменьшается и не пополняется. Абсурд – думать, что «Знание Аллāhа обновляется», что «Аллāh приобретает что-либо (к примеру, новое знание)». Ведь
если бы Аллāhу был бы присущ созданный сыфат, т.е. имеющий начало, то это противоречило бы Его Вечности без начала.
.● ВСЕСЛЫШАНИЕ (السَّمْع).
Аллāh слышит, но Его Слышание отличается от нашего. Аллāh слышит без органа слуха. Его Слышание не похоже ни на что, не имеет ни начала, ни конца. Аллаh слышит все слышимое. Доказательство: если бы у Аллāhа не было бы Сыфата «Всеслышащий», то Ему была бы присуща глухота, а это – изъян. А изъян в отношении Аллāhа – абсурд.
.● ВСЕВИДЕНИЕ (البَصَر).
Аллāh видит все видимое без глаз, без органа зрения, т.к. органы – это свойства созданных. Аллāh видит не так, как созданные. Он видит абсолютно все, не нуждаясь ни в лучах, ни в свете. Его Видение – Вечное, без начала и без конца.
Доказательство: если бы Аллāhу не был присущ Сыфат «Видение», то Он был бы невидящим, а слепота – это недостаток, что является абсурдом по отношению к Аллāhу.
.● ЖИЗНЬ (الحَيَاة).
Его Жизнь не похожа на жизнь созданных: Его Жизнь – Вечная, без начала и без конца; без духа, плоти, крови. Доказательство: если бы Аллāhу не был бы присущ Сыфат «Жизнь», то ничего из созданного не существовало бы. Смерть по отношению к Аллāhу – абсурд.
.● РЕЧЬ (الكَلام).
«Аллāh говорит, но не так, как мы, – писал Имам Абу X̱анифа в своей книге «Аль-Фикhуль-Абсат», – Мы говорим при помощи органов речи, произнося различные звуки. Речь Аллāhа не имеет ни начала, ни конца, она не прерывается, потому что не представляет собой ни буквы, ни звуки речи, ни иные какие-либо звуки». Речь Аллāhа не представляет собой какой-либо язык – ни арабский, ни еврейский, ни греческий. Речь Аллāhа не похожа на речь созданных. Речь Аллāhа – Вечный Его Сыфат.
Пророку Мy̱се (Моисею), мир Ему, Аллāh Даровал слышать Свою Вечную Речь, Которой не присущи ни голос, ни звуки речи.
Священный Kъур`āн, ниспосланный Пророку Муx̱аммаду (ﷺ) на арабском языке, является выражением Вечного Сыфата Аллāhа «Речь», но не является самим этим Сыфатом, поскольку ниспосланные слова текста Kъур`āна созданы: они имеют начало и конец, существуют на арабском языке, могут быть записаны, прочитаны, услышаны. А Речь Аллāhа не подобна ничему – это есть Вечный Его Сыфат, не имеющий ни начала, ни конца.
.● ОТЛИЧИЕ ОТ СОЗДАННЫХ (المُخَالَفَةُلِلْحَوَادِثِ ).
Аллāh не похож на Свои создания ни в Сущности, ни в Сыфатах (Атрибутах), ни в Действиях. Доказательства: абсурд – считать что-либо или кого-либо хоть в чем-то подобным Аллāhу, так как тогда Он не был бы Единственным, то есть Тем, Которому нет равных. Аллāhу не присущи сыфаты созданных, так как они имеют начало и имеют конец своего существования, то есть они не вечны. В Священном Kъур`āне (Сy̱ра 16 «Ан-Наx̱ль», Аят 60) Сказано:
وَللهِ الْمَثَلُ الأَعْلَىَ
Что означает: «Сыфаты Аллāhа не подобны сыфатам созданных».
А также Сказано в 74-м Аяте Суры «Ан-Наx̱ль»:
فَلاَ تَضْرِبُواْ للهِ الأَمْثَالَ
Это означает: «Не придавайте Аллāhу подобие»
Имāм Абу Джа‘фар Ат-Тъоx̱аwий (رحمه الله) сказал:
وََمْن وصَفَ لَله بَمْعًنى مْن مَعاِني البَشَِر فَقْد كَفَر
Что означает: «Кто придает Аллāhу хотя бы одно из человеческих свойств, тот – кяфир (неверующий)».
Имāм Зун-Ну́н Аль-Мисърий, Имāм Аx̱мад ибн X̱анбаль (رضي الله عنهم) сказали:
مَهْمَا تَصَوَّرْتَ بِبَالِكَ فَاللهُ بِخِلافِ ذلِكَ
«Ни на что из того, что ты можешь представить себе, Аллāh не похож», поскольку все, что человек может себе представить, – является созданным.
▼__________________________
И поскольку несомненно то, что Аллāh Вечен без начала, то отсюда следует, что Его Cыфаты обязательно вечные без начала, так как тот, у кого появляется сыфат, сам является созданным.
Так как эти Cыфаты многократно упоминаются в религиозных источниках (Священном Къур`āне и X̱ади́c̱ах Пророка), поэтому ученые сказали, каждый мукалляф↘ обязан знать их значение.
vk.com/photo-89748271_456240104